Протопоп Аввакум (Петров) |
---|
В часовню верующие люди принесли клейма из жития протопопа Аввакума Петрова, который канонизирован в Русской Православной Старообрядческой Церкви как священномученик и исповедник за правоверие пострадавший. Недавно он был канонизирован и Древней Православной Церковью. Пройдет быть может еще время и этот подвижник духа и русский светильник благочестия и стойкости за отечественные устои будет прославлен Русской Православной Церковью (Московский Патриархат). Из села Разнежье Воротынского района до часовни дошел старообрядческий кондак этому святому мученику. Вот так получилось, что часовня Одигитрии явилась единственным местом в Н.Новгороде, где находится изображения этого страстотерпца. Многие православные священники приходившие послужить в часовню часто остаются уединенно перед изображением огнеопального протопопа, и кажется о чем-то беседуют с ним: о далеком, но нестерпимо близком для русского человека. Быть может, приоткрывая тайну судьбы Святой Руси. Кем же был на Руси этот человек? Протопоп Аввакум Петров родился в селе Григорово Нижегородской губернии в 1620 (1622?) г. Приняв сан, служил в Юрьевце Поволжском. Был членом кружка ревнителей церковного благочестия при царе Алексее Михайловиче. Не принял реформу патриарха Никона, выступил как полемический писатель, осудивший никонианство в 45 своих сочинениях, дошедших до нас в целом виде, и более 15 в отрывках. Гонения на священство на Руси началось не в 1918 г., а гораздо раньше, со времени трагического раскола XVII в. Первыми мучениками за правоверие из священства были протопоп Логин Муромский, протопоп Даниила Костромской, протопоп Иоанн Миронов. Сильнее всех пострадал протопоп Аввакум Петров. Закованный в цепи он был отправлен в Андрониев монастырь и заключен в темницу. Там его драли за волосы, волочили за цепь, били под бока, плевали в глаза, морили голодом. В ответ он сказал мучителям: «Бог их простит, не их то дело, а сатаны». Потом Аввакум был сослан в Сибирь: сначала в Тобольск, потом в Енисейск, в Даурию и на крайний север на Мезень. В ссылках он пробыл более 10 лет. В 1664 г. По ходатайству бояр его возвращают из ссылки. В столице он пробыл не долго, последовала новая ссылка на далекий север, где он был заточен в земляную тюрьму в Пустоозерске Архангельской губернии. В яме вместе с протопопом Аввакумом находился священник Лазарь, дьякон Благовещенского собора Москвы Феодор и инок Епифаний. Их (кроме Аввакума) подвергли еще особой казни – вырезали языки и отсекли правые руки, но языки, чудесным образом исцелились и заговорили, их вырезали вторично. Более 14 лет все они пробыли в сырой яме, где не видели даже неба, и все они были казнены, вместе с Аввакумом, сожжением в срубе. Власти светские и церковные приговорили Аввакума к смерти лютой за «великие хулы на царский дом». Он писал, как и положено было тогда, челобитные царю, и убеждал его не менять обряды. За эту свою стойкость в вере, и правоверие на соборе 1666 г. был лишен сана и отлучен от церкви по анафеме всем раскольникам. Анафема на раскольников была снята Русской Православной Церковью только в 1929 г. и подтверждено в 1971 г. Казнь Аввакума произошла в пятницу 14 апреля 1682 г. Когда мученики сгорели, народ бросился собирать их кости, а Русь покрылась кострами с десятками тысяч невинных жертв. Плахами с топорами, с отрезанными головами, с потоками крови, виселицами, колесованиями, четвертованиями, выматыванием жил, кляпами для насильственного причащения. Воистину сбылось предречение самого Спасителя: «…даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин. 16, 2). |