Надкладезная часовня во имя иконы Смоленской Богородицы и Присно Девы Марии Одигитрия

ВТОРОЕ КРЕЩЕНИЕ РУСИ. О ПОЛНОМ ПОГРУЖЕНИИ ПРИ КРЕЩЕНИИ

Андреевское единоверческое братство предлагает начать дискуссию о необходимости полного погружения при крещении в Русской Православной Церкви. Для ознакомления с вопросом ниже предлагается два мнения. Старообрядческое и Американской Православной Церкви. В статье из "Вестника Православных братств". Безусловно этот вопрос может быть решен полностью только соборно.


1 Погружение-заповедь Христа. Мф.28*19 «Научите вся народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Слово «крестя» по гречески «баптизантес», что означает «погружать». Всюду, где стоит слово «крестить», в греческом оригинале поставлено слово «погружать». На вопрос нежелающих крестить полным погружением, где же в Священном Писании говорится, что именно полным погружением нужно крестить, ответ самый точный: везде, где стоит слово «Крещение» (Крестить) - ставь слово «Погружение» (Погружать). Такой перевод дан во всех языках мира. И только в русском и славянском языках слово «крещение» подчеркивает духовный смысл от слова «крест», приготовиться страдать.
2 Символ-Погребение. Рим.6*4 »Мы погреблись с Ним крещением в смерть». Погребение во всех народах означает сокрытие с глаз. Нигде не строят гробниц, чтобы умерший был виден. Если тело остается на виду, не скрыто в земле, значит человек не погребен. Если человек не скрывается весь в воде, он не погребен, не крещен. Крещение обозначает тридневное пребывание Христа во гробе. Св. Кирилл Иерусалимский во 2-м тайноводственном слове в этом смысле растолковывает сей стих (Рим.6*4). «В погружении, как в нощи, ничего не видно, а при изникновении из воды снова как бы стали пребывать во дни». Так ли ныне делают? Не погружают, не хоронят, по образу кого «погребают», когда тело, гроб на виду, как в мавзолее. Всецелое погружение в Духа Святаго, всецелое погружение в воде - всецелая отдача себя Христу. Внешний обряд отображает внутреннее духовное состояние. Неполное погружение отражает неполную отдачу Христу. Хотя в отдельном случае может быть, что человек, всецело отдаваясь Христу, принимает неполное погружение (отсутствие возможности или отсутствие научения).
3 Каноны. Апостольские правила.49,50. «Аще кто епископ, или пресвитер, совершит не три погружения....да будет извержен»
4 Отцы Церкви. Св.Василий Великий: «Великое Таинство крещения совершается тремя погружениями и равным им по числу призываниями Отца, Сына и Святаго Духа, чтобы и образ смерти Христовой отпечатлелся в нас, и просветились души крещаемых через преподание им боговедения» (Богословские труды Моск.т.10,стр.142-145) Тертуллиан в работе «Крещение» пишет о троекратном погружении. Св. Иоанн Златоуст в 9 - м томе на толкование Деян.10*10 объясняет троекратное поднимание сосуда в виде полотна с животными, птицами, пресмыкающимися, что это означает троекратное погружение крещаемого в воде. Тертуллиан: «Трижды погружаемся, как Господь определил в Евангелии. (О Венке Воина,гл.3). Послание Ап. Варнавы (написано не им, но текст древний, со 2-го века): «Мы входим в воду, отмеченные грехами и нечистотами. Выходим же из воды, плодоносящими в сердце». (Глава П. Климент Александрийский: Педалион.кн.3 гл.1) Апостольские постановления(3-й век) кн.7,гл.16 : «Потом... епископ подчиненный тебе пресвитер, произнося над ними поименно священное призывание Отца, Сына и Святаго Духа, погрузи их в воде» Св. Иоанн Златоуст (Беседа 25-я на Ев. Иоан.): «Когда мы погружаем свои головы в воде, как бы во гробе, вместе с тем погребается ветхий человек....потом, когда мы восклоняемся, выходит новый человек». Св. Григорий Нисский (Слово на Крещение Господне): «Как Спаситель был сокрыт в земле, так и мы сокрываемся в воде... троекратным погружением в оную». Митрополит Киприан(14в.): «Крещение же святое творити тако: не обливати водой, якоже латины творят, но погружати в реце или в сосуде чистом, установленном на сие».(Письмо к Афанасию).
5 Требник. (При рукоположении все дают обет никогда ничего произвольно не менять из установленного святыми отцами и Св. Соборами). «Крещается раб Божий... во имя Отца, Аминь, И Сына, Аминь, И Святаго Духа. Аминь. На коемждо приглашении низводя его и возводя (из воды) М.1979, стр.51. В Настольной книге священнослужителя (т. 5,стр.250.М.1986) говорится четко о погружении крещаемого: «Спогребение Христу внешним образом выражается погружением крещаемого в воду... Погружаясь, мы как бы скрываемся от мира и перестаем для него существовать... Выходя из воды, мы воскресаем...»
6 На Руси, как было раньше и как стало ныне. Полное погружение. 1274 г. Владимирский собор (очень авторитетный в истории Русской церкви). Строгий запрет на обливательное крещение. В 17 веке при патриархе Филарете (1618-33) обливанцев ПЕРЕКРЕЩИВАЛИ. В 17 веке греческая церковь заняла резкое отношение к латинянам (католикам). После Константинопольского собора 1736г. Католиков стали перекрещивать - одна из причин - обливание у католиков, кропление. В 1620г. Московский собор постановил принимать латинян через крещение. 1767 собор (реформа Никона) это отменил. (См. Богосл. труды юбилейн. сборник МДА.300лет,1986г.). Обливание-ересь (кроме тех исключительных случаев, как в тюрьме, на одре болезни, в плену или степи). Священники, произвольно совершающие обливание, должны быть извергнуты, если не прекратят сию погибельную практику небрежения, как призывающую проклятие Божие. Иерем.48*10: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно». «Итак для вас, священники, эта заповедь: если вы не послушаетесь и если не примете к сердцу... говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца». Малах.2*1-2.
Стоглавый собор.1551г. Глава17: «А дети бы крестили в церквах по уставу, и по преданию святых апостолов и святых отцев, а не обливати водой, но ПОГРУЖАТИ в три погружения, яко же есть написано в печатных служебниках, и тако погрузив крещаемого, по сем помазует его святым миром и облечет его во вся новыя, прежде взяв его на руку приемнику, и поет иерей: «блаженни имже отпустишася беззакония и имже прикрышася греси» и прочее. А кум бы был один мужеск пол, а другий женск, больше того не подобает» (С-Пб.1863 Стоглав. Импер. Академ. Наук.) Требник Петра Могилы (17в.) допускал крещение только через погружение. Это же подтвердил Московский собор1667г. и патриарх Адриан.
Вот как описывает архидиакон Павел Аллепский крещение на Руси (ЖМП №7.1985г.стр.75): Крестили ТОЛЬКО погружением... Обливание считалось настолько неверным обычаем, что его даже не признавали крещением и крещеных католиков, и даже ПРАВОСЛАВНЫХ украинцев и белорусов, крестили ВТОРИЧНО. ...Взрослых, как правило, нерусских, крестили в реке, после того, как они определенное время обучались молитвам, церковным обычаям, тайнам веры и 40 дней постились, стоя в притворе церковном в положении оглашенных. Павел Аллепский наблюдал крещение в реке. После помазания елеем с крещаемого снимали одежду, оставляя его в одной срачице, и священник вводил его в воду, срачица снималась, и крещаемый погружался с ГОЛОВОЙ, трижды, при помощи пояса, продетого под мышки. Затем его тотчас полностью одевали во всю новую одежду. Даже обувь и головной убор полагались новые. Священник трижды обходил с ним вокруг купели, стоявшей на берегу. Так крестили в присутствии Архидиакона Павла однажды трех мужчин. «Мы увидели нечто чудесное,- пишет Аллепский Павел, - их лица были черные и мрачные, и тотчас - о, удивление! Преобразились в сияющие светом».
«Младенцев крестили в основном в храме, в купели с полным погружением, но иногда и в реке». Уже тогда небрежны были священники на Украине и в Белоруссии, впадавшие в унию, соседствуя с католиками, и научаясь по их обычаям и книгам небрежению. (Иерем.48*10).И вот мы видим, как украинцы и белорусы, хлынув на заработки в Россию, в Сибирь, до Дальнего Востока, буквально все заразили латинским :обливание, брадобритие, табакокурение, театральность в служении и разложили Русскую Церковь изнутри своим латинством и неверием. И ныне не творят даже обливания, против которого боролись святые отцы, а просто едва мокрой ладонью мочат волосы на голове. Ныне идет мочение лбов. При обливании человек раздевался, и лили на него воду -обливали. А то что происходит ныне в крещальнях, есть абсолютное небрежение, полная противоположность Евангельскому повелению, соборам, святым отцам, даже не обливание, а жуткая профанация на крещение. Русь ныне нуждается в полной катехизации, в покаянии, в обращении и в полном крещении. Читайте Иерем.23гл. какой гнев ожидает пастырей за такое проклятое небрежение. (Иерем.48*10). Св. Иоанн Златоуст говорит: «Большая часть священников погибает.» В Настольной книге священника приводится отрывок из жития Св. Серафима Саровского: преподобный молился о русских архиереях и священниках последних времен, чтобы Бог помиловал их. А грозный ответ Божий гласил: «Не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут отстоять далеко от Меня» Господь открыл мне, что будет время, когда архиереи Земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте и за то гнев Божий поразит их». И даже столь страшное пророчество преподобного не устрашает латинский выучеников. И гаражам машин, и столовым, и мастерским нашли место на территории церковной, нет места только для научения народа и для крещальни для взрослых, для полного погружения. Враг рыкает во святилище, все разрушил, поставил знаки свои вместо знамений наших (Пс.73,3-4), вместо крещения Христова изобрели кощунство для обмана простодушных. Оттого от такого «крещения» никто ни для греха не умирает, ни ко Христу не приходит, ни жизни не меняет. Все ложь! Поистине, слепец слепца ведет, и оба, и креститель и «крещенный», упали в яму небрежения, невозрожденности, бездуховности. Древний текст 2-го века «Дидахи - Учение 12-ти апостолов»во 2-й главе повествует: «Что же касается крещения, то крестите так: напрежде провозгласите все это (т.е. всему научив), крестите в живой воде (т.е. в протекающей, в реке или в ручье) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Если же нет живой воды, крести в другой воде, если не можете в холодной, то теплой. Если нет ни той, не другой - возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа».
Крещение погружением - основная практика с начала христианства, и до, по крайней мере, 18 века и на Востоке, и на Западе. Тому почти бесчисленное множество свидетельств. Обливание допускалось исключительно как только при полной невозможности погрузить человека полностью в воде - это было как крайняя мера вынужденности при нахождении в тюрьме, лагере, в степном плену у татар, болезнь на смертном одре. «Готовящиеся к крещению должны обучаться вере и в пятый день седмицы давать ответ епископу или пресвитеру» (Правило 78-е Шестого Вселенского собора).Сравните, как обращаются с этим правилом ныне почти повсеместно. Пришел, заплатил, что-то вычитывает священник, сам же, вопрошая и отвечая, стоя рядом с купелью, в которой нет никакой возможности погрузить даже недоношенное дитя. Готовить и учить нужно. (Лаодикийский собор,47правило). Крестившиеся должны очищением жизни приближаться к Богу. (VI Вселенский собор п.96). А ныне «крестившиеся» уходят и уходят навсегда. Никто и ни думал очищаться, изменять жизнь - и все в крещальне есть обман, кощунство, небрежение, корысть, симония. «От языческого жития недавно приступившим к вере не должно скоро приводить к духовной купели». (Прав. 2-е I Вселенск. Собора, тж. Лаодик.45). А что ныне видим? Вообще от языческого жития не думал человек отходить, ему лоб помочили, отняли деньги, и он ушел, и никто не думает его искать, ведь это уже не оглашенный, а верный называется. В городе за тридцать лет крещены сотни тысяч, и где они? Еретического крещения не должно принимать. (Апост.47.Васил.1.) И крещенных еретиками должно перекрещивать. (Апост.47,68. Лаодик.8. Васил.1. II Всел.соб.7. VI Всел. Соб.95.) Крещение раскольников должно принимать (Васил.1.). Бесноватого не крестить, пока не освободится или лишь при конце жизни. (Тимоф. прав.2). Жену оглашенную, если ко дню крещения приключится ей обычное женам, не крестить, доколе не очистится. (Тимоф.6) Приходящих к крещению тщательно исследовать, ради чего пришли креститься, житие и нрав их узнавать. При худом свидетельстве о нем господина его, да будет отвержен, доколе явится достоин господину своему.(прав. Павла 1). Оглашенный три лета да поучается: аще же будет потщалив, да будет приятен, не времене бо смотрим, но обычая (Павел, прав.14). (сейчас ни веры, ни жизни крещаемого не спрашивают, был бы квиток на руках). «Сии же правила должны быть внушаемы при рукоположении, дабы не поступали против их» (Карфаг.25.Антиох.20.) За нарушение правил - извержение из сана, анафема. (VII Всел. Соб.пр.1, VI Всел. соб.пр.2). Содержимое в древности должно соблюдать (Карфаг.3). Притворно делающихся христианами, в общение и в церковь не принимать и детей их не крестить. (VI Всел. Соб.пр.8). Непокорным церковным увещаниям и епитимиям должно предавать суду гражданского правительства, (Двукр.9), (Ныне это правило особенно живо против нарушений священства), ибо не должны быть вводимы новости вопреки Писаниям и церковным правилам (Гангр.21. I Всел. Соб.2). По нужде и другим побуждениям человеков многое происходило в древнее время не по правилам церкви, но впредь такого ничего не должно быть. (I Всел. Соб.пр.2).

Может ли епископ или патриарх или даже синод заставить поступать вопреки правилам святых соборов? Никогда и никому сие не позволяется. (VI Всел.соб.пр.2,Седьм.пр.1) Православные члены клира свободны от подчинения отступивших от православия епископам. (III Всел. Соб.пр.2, Двукр.15). Что значит: отступивший от православия? Поступающий вопреки Писания, предания, соборных правил святых отцов. Святые отцы под страхом отлучения запретили толковать Библию по своему разуму: вопреки учению Православной Церкви. (VI Всел. Соб.пр.19). Важность постановлений соборных (III Всел. соб.пр.8, I Всел.2). Апостольское правило 47-е делает огромное различие крещенных священниками от крещенных мирянами, если таковых не перекрестят. Древние положили принимать крещение ни в чем не отступающее от веры. (Васил.1).В «Духовном луге» (изд.Троиц-Серг.лавры1915г.) в главе 176, стр.207 описан случай, на который любят ссылаться мочители лбов, что дескать достаточно и одной капли воды, и даже слюны, и даже песком можно посыпать, и будет это все равно подлинным крещением. Ни в житиях, ни в правилах нет такого утверждения. И вот как выглядит в действительности этот случай с присыпкой песком. Идя по пустыне был обращен к вере молодой еврей, который потом тяжко заболел. Братия «крестили» его песком, а когда пришли к епископу Дионисию, тот велел крестить «крещенного» песком еврея в воде, ни во что признав крещение песком.
Если человек не имеет достоверных доказательств, что он был крещен, то должен, ни мало не сомневаясь, принять крещение, хотя бы оно могло оказаться вторым, при недоказанности детского крещения (VI Всел. соб.пр.84). В том же «Духовном луге», (стр.246,гл.198), описывается случай: «Афанасия Великого, Александрийского спросили: можно ли считать крещенными тех, кто, не веруя на самом деле и лишь притворяясь верующим, испросил себе крещение по каким-либо посторонним обстоятельствам? (как нынче почти в 9 случаях из 10 крещения по ложным причинам). Послушайте, отвечал святитель, что говорят старцы: когда была сильная смертность, многие без околичностей принимали святое крещение, из страха смерти, Блаженному мученику Петру явился некто в виде Ангела и сказал: «Доколе вы будете посылать сюда запечатанные мешки, но совершенно пустые, без всякого содержания внутри?». (Не про наши ли крещальни тут идет речь?) Святые отцы и Священное Предание делает большую разницу между тем, что человек делает по принуждению, т.е. по насилию над собой, или же он делает сие добровольно. Какая же нужда ныне нарушать установления Божии, правила святых отцев и соборов относительно крещения? Воды нет? Но «даст вам Господь воду в нужде вашей» (Ис.32*20).
Не само ли дело явило плоды сегодняшних «крестителей»? Нет научения, нет и погружения в воде. И мешки не только пустые, но и не запечатанные (нет, не только обращения, но нет и Крещения). Если в городских храмах крестят за год свыше 5тыс.человек, а храм пустой, или только старушки стоят, малый остаток слепых, то где эти «крещенные»? И не «от сатаны отрекаются» и плюют крещаемые, а от Таинства. Где рождение свыше? (Иоан.2*5). Вера от слышания (Рим.10*10). Опомнитесь, пастыри, гнев Божий грядет за небрежение великое.
Блаженный Феофилакт в толковании на Колос.2*12 говорит: «Итак, крещенный спогребается Христу, троекратным погружением изображая трехдневное погребение Господа и умирая, как ветхий и греховный человек». И если согласно 8 прав. VII Вселенского Соб.: «...притворно делающихся христианами в общение и Церковь не принимать и детей их НЕ КРЕСТИТЬ». И если пред Богом нет ни эллина ни иудея, то очевидно, что будь то белорус, грек или русский, все равно таковых не принимать и детей их не крестить. На сие возражают : но дети то не виноваты. Отвечаем: посмотрите, кто написал это правило, и им задайте этот вопрос. А на практике мы видим, куда уходят такие крещаемые.
Вот выдержки из «Православного Вестника»: «Окружное послание Никифора архиеп. Славенского и Херсонского 1754года»: «Церковь православная везде и всегда крестила и крестит только через погружение... А что и во всей Малороссии (Украине) крестили прежде таким образом младенцев, в том нет никакого сомнения. Св. Князь Владимир царствуя в Киеве, принял веру, и все обряды церковные у греков заимствовал, которые и прежде и теперь крещают через погружение. Странным кажется после этого, что те, которые имели учителей греков и которых крестили греки, крещаются теперь не через погружение. Впрочем, думаем, не без основания, что крестить посредством обливания стали первоначально в Киеве, а потом и по всей Малороссии. Такое ОТСТУПЛЕНИЕ произошло с того времени, когда униаты завладели киевской митрополией. В Римской церкви до 12 века крестили посредством погружения, а потом начали крестить не только через обливание, но и через окропление. Из сего следует, что из всех православных одни только малороссы, отменив погружение, крещают посредством обливания. А это самое подало случай раскольникам обличать нас в том, что мы, пренебрегши преданием святых отец Апостолов, которое без перемены содержится во всей Православной Церкви, последовали обычаю папистов, которые, в числе различных новин, дерзнули переменить святое крещение. Св. Апостол Павел весьма похваляет коринфян за сохранение преданий сими словами: «...хвалю же вас, братия, что все мое помните, как я предал вам, и держите предания». (1 Кор.11*2;2Фес.2*15). Способ крещения посредством троекратного погружения есть предание Апостольское, которое твердо и беспрекословно сохраняет вся Православная Церковь от времен Апостолов даже до сего дня. А какая опасность угрожает, если что-либо из преданного во святом Крещении будет опущено, об этом довольно ясно говорит св. Василий Великий: «беда бывает, когда кто-либо умрет без крещения, или когда будет что-либо опущено из преданного при совершении крещения».
Для чего же мы делаем упущения в столь важном деле? Почему и мы не сохраняем сего святого и апостольского предания, крещение через погружение? Пс.140*4: «да не уклонится сердце мое к извинению дел греховных»... Повинующимся и охотно имеющим исполнить это наше повеление обещаем Божие благословение, вечную славу и наше пастырское благословение. (Перепечатано из Православного Вестника 1989г. июнь-июль№25/26;стр.12,Нью-Йоркской и Канадской епархии).
Что же еще глаголют батюшки, когда увидят, что нечего возразить на эти точные доказательства? -Так одной капли достаточно для благодати, и когда вот даже так человек крещен, потом благодать его довершит, и он будет веровать.
-Нет, вера от слышания, а не от капли воды. Иерем.48*10 :Убойтесь Бога, Суд Его не замедлит. Десятый член символа веры гласит: «Исповедую ЕДИНО крещение во оставление грехов». Сие значит, что крещение, как духовное рождение, если оно совершено правильно, чрез троекратное погружение во имя Отца и Сына и Святаго Духа, не может быть повторяемо, посему Церковь принимает и еретиков, вступающих в ея лоно, без повторения крещения, только через миропомазание, если они крещены, как заповедано Евангелием и древней Церковью. Православные люди обновляют в себе Таинство крещения покаянием, исповедью, и причащением св. Таин Тела и Крови Христовых. Восприемники новокрещенного, взрослого или ребенка, являются его духовными родителями. У мужеского пола мужчина, у женского - женщина, но иногда воспринимают мужчина и женщина. На них возлагается забота о духовном развитии восприемника, молиться за него (неё), помогать советом и делом в трудные моменты жизни. Одним словом, быть восприемником - не только почетное, но и ответственное дело. При крещении восприемники нарекаются - крестный отец, крестная мать. Крестные родители должны быть православными, благочестивыми и церковными людьми, чтобы могли правильно влиять на своего восприемника. Имя даётся по святцам из тех имён, какие есть на этот или ближайший день.

Перепечатано из «ВЕСТНИКА ПРАВОСЛАВНЫХ БРАТСТВ» № 20

Hosted by uCoz